Ведическая коллекция

Ведическая коллекция

Пишите, общайтесь, задавайте вопросы. Форум посвящён ведической тематике.

ПоискПоиск   Участники  
Сегодня: 17.10.2019 - 23:50:02
   Ведическая коллекция -> Бхагавад Гита -> Санкхья
Страницы:  1  2  
АвторСообщение

confutiy



гость
Здравствуйте !

Почему Кришна в БГ говорит, что "философия Санкхьи" атеистическая, а в ШБ говорится , что её поведал Капила, следовательно, она не может быть атеистической по умолчанию ?

Сообщение # 1 07.04.2011 в 10:48:08

syamananda



гость
Здравствуйте!

Санкхья - в переводе с санскрита означает "счёт", "пересчитывать". Это метафизическая система в которой выделяются и анализируются различные категории, составляющие мироздание. Как вы понимаете, считать и вести учёт можно по-разному, поэтому существуют различные системы санкхйи. Например, материальную энергию(пракрити) можно разделить и на 8, и на 11 и на 24 элемента. Существуют несколько основных систем санкхйи. Современная материалистическая наука идёт путём рассмотрения пракрити(материи) как единственной универсальной категории, то есть рассматривает Материю как Абсолютную реальность. Это тоже можно назвать разновидностью санкхьи, хотя и весьма примитивной, так как рассматривается лишь то, что может быть достигнуто опытным путём посредством материальных чувств.

Другие системы санкйи основываются на ведическом знании. Они, как правило, выделяют только две основные категории: пракрити и пуруша, где в качестве пуруши выступает живое существо, обладающее сознанием, которое наслаждается пракрити, материей и познаёт её. Атеистические системы санкхьи подробно описывают категории, почти ничего не говоря об их первопричине, Абсолютной Истине, Абсолютной Реальности. С точки зрения атеистов Абсолют выступает как пассивное, бездеятельное начало, не имеющее индивидуальных проявлений воли, безликое Нечто, о котором ничего нельзя сказать. Те, кто поверхностно изучают Веды, склоняются к такой точке зрения вследствии своей привлечённости преходящей материальной реальностью. Изначальная же санкхья, которую обсуждает Господь Капила (сын Девахути) на страницах Шримад Бхагаватам описывает Личность Бога, Высшую Абсолютную Истину, которая существует вне категорий, являясь первопричиной и пракрити и пуруши. Эта Верховная Личность занимает властвующее положение по отношению ко всем остальным категориям, и является причиной их разделения. Таким образом, всегда сохраняется различие между независимым высшим наслаждающимся, и зависимым, подчинённым. Различие это не иллюзорно и не может быть проигнорировано при анализе. Оно конечно состоит не только в могуществе, иначе можно Бога уподобить некоей высшей Силе, что не является исчерпывающим описанием Личности. В качестве такой высшей силы иногда рассматривается Кала - время, которое является проявлением могущества Верховной Личности. Такая система санкхьи тоже относится к атеистической, если в ней не рассматривается Личность Бога, Его форма, качества и деяния.

Таким образом, большинство систем санкхьи , особенно получившие распространение в нашу эпоху, рассматриваются как атеистические, с точки зрения духовной науки Бхакти. Но изначальная, самая полная система, в изложении Господа Капилы рассматривает взаимоотношения Верховной Личности и индивидуальной души как вечную реальность, которая скрыта от атеистов, пытающихся ограничить Абсолют своими несовершенными разумом и чувствами. Эта система является метафизически полной, поскольку в ней присутствуют все проявления Абсолютной Реальности, хотя и могут быть различные варианты её изложения.

В самом Шримад Бхагаватам система санкхьи описывается несколько раз: в 3-й и 11-й (главы 22 и 24) Песнях. В Бхагавад-Гите в 13-й главе Господь Кришна также даёт краткое описание полной системы санкхьи Арджуне, говоря о различии индивидуальной души и Сверхдуши. О различных системах санкхьи Господь Кришна рассказывает Уддхаве в 22 главе 11 Песни Шримад-Бхагаватам.
Сообщение # 2 08.04.2011 в 07:02:32

Лалита-прасада



гость

Цитата:
Эта Верховная Личность занимает властвующее положение по отношению ко всем остальным категориям, и является причиной их разделения.

Как то не совсем понятно. Может быть по-христиански.
В БГ Кришна говорит Арджуне: "никогда не было токого, чтобы не существовали Я, ты и все эти цари". Различие и совместное существование индивидуальных душ - это вечная категория. Причина различия - это не Бог, а, скорее - сущность индивидуального бытия. Бог - это тот, кто даёт возможность осуществить эту игру индивидуальностей, кто поддерживает каждого, обеспечивает всем и дает возможность наслаждаться, кто получает неограниченное наслаждение от самой возможности давать. Поэтому наслаждение без Бога - нонсенс, само существование без Бога невозможно. Поэтому представление о Боге как о властвующей сущности, ответственной за разделение мне не представляется правильным, т.е. соответствующим реальному положению Бога и живых существ по отношению к Нему.
Сообщение # 3 09.04.2011 в 02:44:31

syamananda



гость
Здравствуйте!

Спасибо за поправку. Лучше было бы конечно сказать: независимое положение.

Но и к власти это имеет отношение, так как властью реально может обладать только тот, кто независим
Сообщение # 4 09.04.2011 в 02:51:15

Лалита-прасада



гость
Да, об этом тоже есть в БГ. "sovereignity", в переводе на русский "суверенность, независимость, автономия", - является признаком независимости и власти. Может быть "власть" по-русски имеет немного не тот оттенок, чем "sovereignity" по английски...

Но, прежде всего, Арджуна в БГ 2-8 говорит о "sovereignity" применительно к полубогам: "sovereignty like the demigods in heaven" нигде в БГ не применяется это слово по отношению к Богу, Кришне.

Может быть в ШБ применяется?
В ШБ нашла всего 4 места, где встречается это слово, и везде говорится о власти и независимости только по отношению к материальному миру.

Worldly possessions of Maharaj Yudhisthir, ... his sovereinty over the earth planet and his fame...
his solid sovereign power over the world... ШБ 1.12.5

When one is situated in that position, he no longer has any interest in material opulence or even a royal throne and sovereignty over the whole planet. ШБ 4.13.8-9

Mahдrдja Priyavrata, ... gave sovereignty over these islands to his respective sons, ШБ 5.1.33

Sovereignty over the three worlds is very insignificant because whatever material opulence one may possess lasts only for an age of Manu ШБ 5.24.24

это всё, больше я ничего не нашла. Может быть Вы где-то видели это слово применительно к Богу, Кришне?

Пока получается, что оно применимо только к сущностям материального мира.
Сообщение # 5 09.04.2011 в 03:59:24

Лалита-прасада



гость
Возможно, нашще понимание власти и независимости вообще неприменимо к Богу, Кришне?
Почему тогда ШП не применяет это понятие к Кришне? нигде ведь не встречается?
Сообщение # 6 09.04.2011 в 10:00:58

veda

участник форума



Статистика:
Тем создано: 4
Сообщений: 15
Репутация: 19 ±
В нашем мире власть управляющий и управляемое взаимно влияют друг на друга и обуславливают поведение обоих.
Пример: человек и собака на поводке. Кто - кого выгуливает?
или лётчик и самолёт - жизнь и благополучие лётчика напрямую зависит от сохранности и исправности самолёта.
Также, правитель неразрывно связан с государством, которым пытается управлять.
Взаимоотношения между Господом и Его энергиями другие. Всё и так подчиняется Ему и служит исполнению Его желаний. А Он, будучи источником, остаётся в стороне от происходящего. Ему никому не нужно доказывать свою независимость. Более того, в ней нет никакого смысла, когда дело касается взаимоотношений.
Верховный Господь делает себя доступным для выражения любви обитателей Вриндавана. И в этом проявляется Его истинное величие и красота. Величественная концепция Бога-Творца и даже Бога-Отца уступает место Всепривлекающей любви.
Как бы назвать эту Верховную Личность по-русски? Верховный Господь - совсем не то! Верховная Личность Бога - слишком длинно и размыто... Объявить что-ли конкурс, на лучшее название? А может быть, лучше оставить как есть: Кришна. Кто знает - тот поймёт!
Сообщение # 7 10.05.2011 в 18:58:25

veda

участник форума



Статистика:
Тем создано: 4
Сообщений: 15
Репутация: 19 ±
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

«Что есть истинная независимость?

Попытки стать Богом являются проявлением непреданности. Желание стать
независимым в этом мире означает стать слугой других. Материальная
независимость — просто скрытая форма зависимости. Полная независимость
достигается, когда мы становимся зависимыми от Господа, исполненного
вечности, знания и блаженства, и желаем только служить Ему. До тех пор, пока
живые существа держатся за верёвку милости Господа, они известны как Его
слуги. Тем же, кто считают, что всё зависит только от них, или что они
независимы, следует знать, что в действительности они зависят от других.
Только те, кто зависят от Верховного Господа, в действительности независимы.

Когда мы обретаем истинную независимость, начинает проявлять себя концепция
о том, что мы вечно зависимы от Шри Хари. Любой объект, являющийся полным
целым, - трансцендентен. Служение этой Абсолютной Истины, Шри Хари, или
зависимость от Него и есть настоящая, исполненная радости независимость. В
противно случае показная независимость при отождествлении себя с действующим
или господствующим приносит лишь несчастья и страдания. Это ни что иное как
подчинение Майе».
Сообщение # 8 19.05.2011 в 22:58:29

veda

участник форума



Статистика:
Тем создано: 4
Сообщений: 15
Репутация: 19 ±
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

«Что есть истинная независимость?

Попытки стать Богом являются проявлением непреданности. Желание стать
независимым в этом мире означает стать слугой других. Материальная
независимость — просто скрытая форма зависимости. Полная независимость
достигается, когда мы становимся зависимыми от Господа, исполненного
вечности, знания и блаженства, и желаем только служить Ему. До тех пор, пока
живые существа держатся за верёвку милости Господа, они известны как Его
слуги. Тем же, кто считают, что всё зависит только от них, или что они
независимы, следует знать, что в действительности они зависят от других.
Только те, кто зависят от Верховного Господа, в действительности независимы.

Когда мы обретаем истинную независимость, начинает проявлять себя концепция
о том, что мы вечно зависимы от Шри Хари. Любой объект, являющийся полным
целым, - трансцендентен. Служение этой Абсолютной Истины, Шри Хари, или
зависимость от Него и есть настоящая, исполненная радости независимость. В
противно случае показная независимость при отождествлении себя с действующим
или господствующим приносит лишь несчастья и страдания. Это ни что иное как
подчинение Майе».
Сообщение # 9 19.05.2011 в 23:12:19

mira

участник форума



Статистика:
Тем создано: 2
Сообщений: 6
Репутация: 8 ±
Вот интересное понятное объяснение на тему Санкхйи
Взято из ЖЖ (у кого - не помню)

Предположим, пятилетнему мальчику приснился сон, в котором перед ним неожиданно возник рычащий лев, и ребенок сломя голову бросился наутек. Допустим, мальчику вновь приснился тот же лев, но спустя тридцать лет. Однако в сновидении он остался тем же пятилетним ребенком, который не помнит о годах, сделавших его взрослым. Поступит ли этот человек точно так же, как поступил четверть века назад пятилетним мальчиком? В действительности поступок человека в этой ситуации будет зависеть от его внутреннего самоопределения по отношению к жизни в целом. Можно стереть память человека, но невозможно стереть его внутреннее самоопределение, которое первично по отношению ко всем событиям, протекающим во времени.

В зависимости от внутреннего самоопределения взрослые люди, оказавшись в сновидении на месте пятилетнего ребенка, встретившего льва, поступят по-разному, и здесь возможно как минимум три варианта: 1) отдаться во власть иллюзии, 2) активно сопротивляться образу внутри иллюзии или 3) попытаться распознать иллюзию. В соответствии с индийской традицией эти три варианта поведения определены преобладанием в человеке одной из трех гун (т.е. основных онтологических свойств всех явлений мира).

Если человек полностью подчиняется страхам пятилетнего ребенка, спасаясь бегством от иллюзорного образа льва, то, согласно индийским представлениям, в этом человеке преобладает гуна тамас (темная), т.е. в нем преобладает свойство невежества. Если же он, победив в себе страх, вступает в открытую борьбу со львом, это означает, что в нем преобладает гуна раджас (страстная), определяющая его активный, деятельный способ жизни. Если же этот человек, отрешившись от эмоций, постарается понять явление, значит, в нем преобладает гуна саттва (светлая), определяющая духовный, интеллектуальный и созерцательный характер его жизни. И если в стремлении познать пугающее он будет последователен, то обнаружит иллюзорную природу льва, и тогда иллюзия потеряет над ним всякую власть.

Согласно санкхье, гуны возникают, когда пуруша, действуя на пракрити, выводит ее из равновесия. Пуруша (слово, первоначально обозначавшее человека, душу) в санкхье обозначает априорное деятельное начало, которое предшествует любому содержанию сознания и всем проявлениям мира, и по сути, является первичной основой и движущей силой субъекта. Пракрити в санкхье обозначает материю в первозданно-хаотичном или «меональном» аспекте, как состояние равновесия. Пракрити – это инаковсть деятельному началу в сознании, недеятельная возможность любых проявлений мира. В приведенном выше примере пракрити можно уподобить податливой ткани сновидения, принимающей форму льва, когда в ней воплощаются детские страхи. Пуруша, действуя на пракрити, выводит из равновесия ее свойства – три гуны, сочетание которых определяет характер всех явлений жизни.

С одной стороны, гуны – это характеристики наблюдаемых предметов, т.е. форма актуализации пракрити в явлениях мира. С другой стороны, сам человек как деятельный субъект тоже воплощает в себе ту или иную гуну. Слово гуна первоначально обозначала веревку, которая сплетается и расплетается из трех нитей. Подобно этому и три гуны всех явлений жизни сплетаются в единый мир. Сила, сплетающая гуны явлений жизни – пуруша. В упомянутом выше сновидении образ льва порожден сочетанием раджаса и тамаса – страстной и темной гун. Однако и сам встретивший льва человек также обладает одной из гун. Иначе говоря, гуна является не только свойством явлений мира, но и воплощением внутреннего, априорного самоопределения человека (которое в индийской традиции объясняется не как априорное, а как определенное делами прошлых жизней).

Все содержание памяти относится к потоку жизни, но то, что упорядочивает этот поток жизни – внутренне намерение, которое полагается априорным самоопределением. Даже если человек полностью утратит память, он еще не утратит себя в том случае, если будет интуитивно поступать в соответствии с внутренним самоопределением, которое не зависит ни от чего внешнего. Только через поступки, которые определены не внешними обстоятельствами, а внутренним намерением, человек способен вновь реализовать в своей жизни внутреннее самоопределение. Поэтому вовсе не память, а именно свободные поступки, соответствующие внутреннему самоопределению, формируют личность.
Сообщение # 10 02.04.2012 в 12:01:13
Страницы:  1  2  
Администратор запретил отвечать гостям на сообщения! Для регистрации пройдите по ссылке: зарегистрироваться


WR-Forum Professional © 1.9.9